
В норме речевое развитие ребёнка проходить все этапы: уже с первого месяца малыш начинает "агукать", используя звуки "а", "у"; в 2-3 месяца - гуление, появление первых согласных звуков; в 5-7 месяцев – лепет и лепетные слова: па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба...; к 1 году ребёнок произносит около 10 коротких, урезанных слов, звукоподражаний: ав-ав, дай, на, мама, папа, …; к 2 годам активный словарь (то, что ребёнок говорит) составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.
Что же делать, если у ребёнка 2-3 лет практически нет речи или он "говорит" непонятные слова?
- Срочно обратиться к учителю-логопеду.
- Не игнорировать рекомендации логопеда по поводу обращения к другим специалистам.
- Самим начинать работу в домашних условиях.
Важным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание правильной речевой среды, поскольку дети испытывают потребность подражать слову взрослого.
- "Разговаривайте" со своим малышом - создавайте условия, в которых у ребёнка появилось бы желание произносить (повторять) звуки и звукоподражания, первые урезанные слова.
- Активизируйте речь ребёнка в тесной связи с наглядными материалами, игрой, практической деятельностью. Просите озвучивать увиденное в любых бытовых моментах (даёт что-то, просите сказать "на", гуляете на улице, подражайте звукам: машинка - би-би, собачка - ав-ав, паровозик - чух-чух), удлиняйте с каждым разом звукоподражание до 3 - 4 слогов, пытаясь воссоздать целостность слов (собачка лает ав-ав, позже гав-гав).
Обязательными условиями при этом должны быть:
- эмоциональный контакт с ребёнком;
- понимание ребёнком того, что Вы ему говорите;
- устойчивость внимания (вначале привлечь внимание и постараться удержать).
В период вызывания речи нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное - чтобы он заговорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.
- Чтобы добиться результатов в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще. Используйте игры с мячом, пирамидкой, кубиками ("Сделай такую же фигурку", "Повтори вот так"). Просите ребёнка повторить движения рук, ног, положения туловища в пространстве, небольшие серии движений ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.).
- Проводите дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха (ранее неоднократно мы рассматривали какие и как). С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.
- Работайте над интонационной выразительность уже имеющихся гласных звуков - потянуть звук с грустной интонацией "А-а-а-а" (девочка плачет), удивлённой интонацией "О-о-о-о", интонацией обиды "И-и-и-". Вызывание гласных звуков и звукоподражаний: "У-у-у-у" (волк воет), "Ау!" (дети заблудились), "Уа-уа" (плачет ляля), "Ой-ой-ой" (ушибли ножку).
- Проводите артикуляционную гимнастику - упражнения для губ, языка и др. органов артикуляции (упражнения и рекомендации также размещались неоднократно, см.ниже в ленте):
Упражнение "Блинчик" - положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счёт до 5.
"Малыш сосёт соску" - сомкнутые губы вытянуть вперёд и производить сосательные движения.
"Вкусное варенье" - облизываем губы язычком по часовой стрелке и в обратном направлении.
"Грибочек" - поднять язык к нёбу и удерживать его там, начать щёлкать (как скачет лошадка) - упражнение "Лошадка"
Желательно проводить все игры и упражнения в комплексе, сочетая игровые приёмы, дыхательную гимнастику, движения органов артикуляции, проговаривание отдельных звуков, слогов.
Играйте весело, играйте с пользой!