Учитель-логопед Учитель-логопед


Центр сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование город Пермь
Оценка качества муниципальных услуг
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника
http://gosuslugi.ru

 

 

Оксана Александровна Мурыгина

Мурыгина Оксана Александровна
Педагогический стаж: 21 лет
Общий стаж: 21 лет
Образование: высшее профессиональное
Категория: I категория

"Босака-собака" или немного о слоговой структуре слова

Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно.

Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова.

"Босака - собака" или немного о слоговой структуре слова

Польза словесных игр для развития ребенка

В дошкольном возрасте процесс развития речи у детей происходит бурно, непрерывно, во время любой деятельности. Это происходит как во время нахождения ребёнка в детском саду, так и при общении со взрослыми дома.

Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. С детьми дошкольного возраста полезно играть в так называемые словесные игры, которые положительно сказываются на развитие речи, развивают мышление, память, воображение.

Для словесных игр не нужен какой-либо реквизит. Играть в словесные игры можно на прогулке, по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки.

Воспользуйтесь данными популярными словесными играми для детей или придумайте свои. Главное - чтобы игра была понятна и доступна ребёнку, вызывала позитивные эмоции.

Игра "Словесные цепочки".

В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже с предыдущими. Следовательно последующее слово будет начинаться на букву предыдущего.

Игра "Противоположности".

Называйте любое слово и просите ребёнка назвать в ответ слово, противоположное по значению.

Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий, день - ночь и т. д.

Игра "Каким бывает?"

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений - проиграл.

Игра "Что бывает?"

Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть тёплым: тёплая одежда, тёплая погода, тёплый чай и т. д.

Игра "Буриме".

Эта словесная игра подойдёт для детей старшего школьного возраста и для всех членов семьи, друзей, как развлекательно-познавательное занятие.

Нужно сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребёнком сочинить стишок с рифмой корона - ворона:

Птица важная ворона,

К лицу была бы ей корона.

Игра "На одну букву".

Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву.

Примеры: "Заяц звенел золотым звонком" или "Кошка купила килограмм конфет".

Игра "Я знаю".

В эту словесную игру обычно играют с мячом, им ударяют об пол со словами: "Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница" (можно называть что угодно - города, имена женские или мужские, названия деревьев и т.д.). На каждый удар мяча - новое слово, кто запнулся - проиграл.

Можно играть и без мяча, например, хлопая в ладоши - хлопок - слово, остановился - проиграл. Играть в эту словесную игру можно и группой, хлопая и называя слова поочерёдно, на ком произошла заминка - выбывает.

Играйте весело, играйте полезно!

ЗАНЯТИЯ С БЕЗРЕЧЕВЫМ РЕБЁНКОМ

В норме речевое развитие ребёнка проходить все этапы: уже с первого месяца малыш начинает "агукать", используя звуки "а", "у"; в 2-3 месяца - гуление, появление первых согласных звуков; в 5-7 месяцев – лепет и лепетные слова: па-па-па, ма-ма-ма, ба-ба-ба...; к 1 году ребёнок произносит около 10 коротких, урезанных слов, звукоподражаний: ав-ав, дай, на, мама, папа, …; к 2 годам активный словарь (то, что ребёнок говорит) составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребёнка 2-3 лет практически нет речи или он "говорит" непонятные слова?

  • Срочно обратиться к учителю-логопеду.
  • Не игнорировать рекомендации логопеда по поводу обращения к другим специалистам.
  • Самим начинать работу в домашних условиях.

Важным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание правильной речевой среды, поскольку дети испытывают потребность подражать слову взрослого.

  • "Разговаривайте" со своим малышом - создавайте условия, в которых у ребёнка появилось бы желание произносить (повторять) звуки и звукоподражания, первые урезанные слова.
  • Активизируйте речь ребёнка в тесной связи с наглядными материалами, игрой, практической деятельностью. Просите озвучивать увиденное в любых бытовых моментах (даёт что-то, просите сказать "на", гуляете на улице, подражайте звукам: машинка - би-би, собачка - ав-ав, паровозик - чух-чух), удлиняйте с каждым разом звукоподражание до 3 - 4 слогов, пытаясь воссоздать целостность слов (собачка лает ав-ав, позже гав-гав).

Обязательными условиями при этом должны быть:

  • эмоциональный контакт с ребёнком;
  • понимание ребёнком того, что Вы ему говорите;
  • устойчивость внимания (вначале привлечь внимание и постараться удержать).

В период вызывания речи нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное - чтобы он заговорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

  • Чтобы добиться результатов в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще. Используйте игры с мячом, пирамидкой, кубиками ("Сделай такую же фигурку", "Повтори вот так"). Просите ребёнка повторить движения рук, ног, положения туловища в пространстве, небольшие серии движений ("Полетели, как птички"; "Постоим на одной ножке" и т.п.).
  • Проводите дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха (ранее неоднократно мы рассматривали какие и как). С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д.
  • Работайте над интонационной выразительность уже имеющихся гласных звуков - потянуть звук с грустной интонацией "А-а-а-а" (девочка плачет), удивлённой интонацией "О-о-о-о", интонацией обиды "И-и-и-". Вызывание гласных звуков и звукоподражаний: "У-у-у-у" (волк воет), "Ау!" (дети заблудились), "Уа-уа" (плачет ляля), "Ой-ой-ой" (ушибли ножку).
  • Проводите артикуляционную гимнастику - упражнения для губ, языка и др. органов артикуляции (упражнения и рекомендации также размещались неоднократно, см.ниже в ленте):

Упражнение "Блинчик" - положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счёт до 5.
"Малыш сосёт соску" - сомкнутые губы вытянуть вперёд и производить сосательные движения.
"Вкусное варенье" - облизываем губы язычком по часовой стрелке и в обратном направлении.
"Грибочек" - поднять язык к нёбу и удерживать его там, начать щёлкать (как скачет лошадка) - упражнение "Лошадка"

Желательно проводить все игры и упражнения в комплексе, сочетая игровые приёмы, дыхательную гимнастику, движения органов артикуляции, проговаривание отдельных звуков, слогов.

Играйте весело, играйте с пользой!

Что такое «кабинетная речь» ?

Как хочется родителям, чтобы ребёнок, занимаясь с логопедом, побыстрее начал красиво и правильно выговаривать все поставленные звуки в речи! При этом зачастую забывая, что красивая речь ребёнка – это результат усилий 3-х сторон : логопеда, ребёнка, родителей. Если по какой-то причине не срабатывает одна из этих составляющих, то может формироваться так называемая «кабинетная речь».

Кабинетная речь - это речь ребенка в определенных условиях кабинета, когда под контролем специалиста ребенок правильно произносит звуки в словах, не нарушает слоговую структуру, либо правильно употребляет грамматические формы и т.д., но за пределами кабинета логопеда, где контроль за речью отсутствует, ребёнок продолжает произносить все поставленные звуки по-старому, т.е. неправильно.

Кабинетная речь возникает:
1. Не развит самоконтроль собственной речью (в силу возраста, индивидуальных и физиологических особенностей).
2. Отсутствует контроль со стороны взрослых.

На своих занятиях специалист вырабатывает новые условные рефлексы при произношении нужных звуков, слов, определенной слоговой структуры либо при формировании каких-либо грамматических категорий.

А взрослые, в свою очередь, должны помочь довести данные рефлексы до «автоматизма». А для этого необходим полный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях «вне кабинета».

На первом этапе специалист дает домой конкретное домашнее задание для закрепления поставленных звуков, формирования слоговой структуры слова или закрепления грамматических форм и т.д. И только при регулярном выполнении домашнего задания, можно добиться положительной динамики.

На этапе автоматизации звука взрослые должны окружить ребенка «звуковым подкреплением». Это значит, что вся семья всегда и везде должна постоянно поправлять неправильное звукопроизношение ребенка, произнося слова правильно с выделением нужного звука. Очень важно исправлять речь ребенка спокойным и доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у него протеста. Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется.

Универсальные игры с камушками Марблс как метод развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.

В последнее время всё чаще задаюсь вопросом: почему в наши дни всё большее значение приобретает работа с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук? С чем это связано? Почему многие дети затрудняются выполнить, казалось бы, простые пальчиковые упражнения?

А ведь ограниченный ресурс в возможности полноценного формирования мелкой моторики у детей ведет к «западанию» многих функций, необходимых для полноценного развития их речи. И этот вызов современности предстоит решить так или иначе каждому педагогу.

Каждая проблема имеет своё начало и свои пути решения. Невозможно отрицать, что современные дошкольники, с одной стороны – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий и гаджетов, которые резко ограничивают возможность ребенка к манипулированию реальными предметами, получать опытным путем знания об окружающем мире. А с другой стороны – это поколение «экранных детей»: просмотр различных мультфильмов, иногда плохого качества, где речь героев однообразна и зачастую «сдобрена» нарушениями произношения, отнюдь не способствует правильному развитию речи.

Ещё выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

А ведь и правда, в моём детстве мы играли камешками, палочками, листиками, различными предметами кухонной утвари: цветы были нашими принцессами, коробочки – звездолётами и машинами, камешки – украшением замков и солдатиками на посту…

Да, время идёт вперёд, не удержать его стремительный бег! И век компьютеров и цифровизации входит в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Но как хочется, чтобы ребёнок хотя бы немного прикоснулся к миру фантазии, когда в его руке простой камешек обретёт небывалую силу и способность превращаться в любые предметы, незаметно формируя речь, мышление, воображение, двигательную и зрительную память, наблюдательность, координацию, внимательность!

Решено! Быть в моём кабинете необычному миру под названием «Волшебные картинки».

Есть в этом мире и «Волшебное дерево» с чудесными плодами, и «Космос» со стремительно мчащимися кометами и неизведанными планетами, и «Грузовик» с очень важными грузами, и «Волшебная банка», где появляется всё, что пожелаешь, и «Пицца» с разными начинками, и «Клумба» с прекрасными цветами, и самые заветные «Подарки», и «Волшебный цветок», прекрасней которого нет в целом мире!

А верные маленькие помощники мои в создании этого чуда – камешки Марблс… Тонкая ниточка между нашими поколениями, такими разными и похожими одновременно.

Такие непослушные слоги!

Здравствуйте, уважаемые родители!

Иногда у ребенка в процессе становления речи могут возникнуть проблемы. И кто, как не вы, окажет помощь, подскажет и научит малыша. Сегодня расскажу вам о важности слоговой структуры слова в речи ребенка. Надеюсь, что этот материал будет вам полезен.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь, еще раз напомню, имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие – становление полноценной личности.

Если в речи своего ребенка вы услышали перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. Например, ребенок говорит «сипед» или «вилиесипиед» вместо велосипед; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т.п. В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «алеть» - самолет, но в возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения, как правило, не проходят.

Предлагаю вам, уважаемые родители, познакомиться с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которые сама использую на занятиях.
Игра «Отхлопай слово»

Оказывается, любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога). Молодцы, у вас все получилось.

 

Игра «Прошагай словечко»
Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое
слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Разложи игрушки»
Разложить игрушки (мелкие игрушки, можно из киндер-сюрприза) по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога. Как проверить? Прохлопать, прошагать.

Игра «Что пропало?»
Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Ребенок их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.

Игра «Запомни, назови»
Выложив несколько картинок, попросите ребенка назвать их и запомнить порядок их расположения. Закрыв глаза, ребенку нужно назвать картинки в том же порядке. Порядок расположения картинок нужно неоднократно менять. Таким образом, ребенок произносит слово многократно, но это занятие не вызовет у него скуку. Такая игра, помимо отработки слоговой структуры слов, хорошо развивает зрительную память и приучает к восприятию какого-либо ряда слева - направо, что является одним из необходимых навыков при обучении грамоте.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в домашних занятиях с ребенком. Мне еще раз хочется напомнить, уважаемые родители: какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Успехов вам и вашему ребенку!
Играем весело и с пользой!

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. Игра «Добавь слово».

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:
- Оля проснулась и... (стала умываться).
- Коля оделся и... (побежал гулять).
- он замерз и... (пошел домой).
- стали они играть... (с зайчиком).
- зайчик испугался и... (побежал, спрятался)
- девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Успехов в развитии речи Вашего ребенка!

Почему важны логопедические занятия и роль родителей в коррекционном процессе

Уважаемые родители!

Для того, чтобы ребенок успешно развивался ,необходимо своевременно выявлять, предупреждать и устранять имеющиеся у некоторых из них недостатки устной речи.

Недостатки в речевом развитии детей имеют различные формы и степень выраженности. Чаще всего это следующие речевые нарушения:
1. Фонетический дефект – преимущественно искажённое произношение фонем или отсутствие каких-либо звуков вообще.
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – когда у ребёнка имеет место недоразвитие 2-х компонентов звуковой стороны речи: наличие дефектов произношения, недостаточность фонематических процессов (когда ребенок плохо различает оппозиционные звуки(т-д, к-г, б-п…), и , поэтому несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
3. Общее недоразвитие речи (ОНР) – в этом случае нарушены все три компонента речевой системы: фонетика, лексика и грамматика.
ОНР – это самый сложный вид речевого нарушения, который также встречается у детей дошкольного возраста. В процессе коррекции при ОНР необходимо восполнить пробелы, имеющиеся в речи ребенка: в формировании звукопроизношения, формировании фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является достаточно серьёзным препятствием в усвоении программы дошкольного образования.
Логопедическое обследование с целью выявления имеющихся речевых дефектов у детей проводится в начале сентября. Результаты логопедической диагностики Вы можете узнать у воспитателей или на консультации у логопеда.

Неустранённые вовремя дефекты произношения и устной речи будут в дальнейшем препятствовать:
1. Общению ребенка, а также правильному овладению родным языком
2. При подготовке к школе - успешному овладению чтением, письмом и даже математикой в случае сложного речевого нарушения(н-р, ОНР), когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания условия задачи, когда ребёнок не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.
Очень важно участие родителей в коррекционном процессе, их заинтересованное отношение к этому, желание исправить ситуацию.

У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя неустранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

Вы должны быть прежде заинтересованы в устранении дефектов речи и вовремя самим обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.

Если Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду в ДОУ, то успех и эффективность занятий во многом зависит от выполнения родителями некоторых правил:
1. обязательное посещение логопедических занятий их детьми.
2. соблюдение речевого режима дома (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на логопедических занятиях).
Заниматься нужно по индивидуальным тетрадям с заданиями логопеда дома, под контролем взрослых, перед зеркалом (в случае фонетического дефекта).
4. исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий. Не стоит ждать и требовать от ребенка быстрых результатов.

Своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма, психологических проблем), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

Успехов в развитии речи Ваших детей!

Успехов в развитии речи Ваших детей!

Здоровье ребенка. Эти коварные аденоиды...

Для всех нас не секрет, что для того , чтобы ребенок правильно развивался и хорошо усваивал новые знания и умения, он, прежде всего , должен быть здоров. Ведь только тогда у него будет и хорошее настроение, и стремление узнать и запомнить что-то интересное, он будет активным и деятельным в своих начинаниях !

Но не всегда родители могут распознать такого коварного врага детского здоровья, как аденоиды. Он подкрадывается незаметно, с каждым днем усиливая свое влияние на самочувствие малыша, влияя на все стороны его жизни!

Давайте разберемся, чем опасно игнорирование аденоидов, если они все-таки появились у вашего ребенка.

Аденоиды - это избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух как это происходит в норме, а вынуждены очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто разрастаются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к неприятным изменениям.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли.

 


Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка , имеющего аденоиды, при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ,а это ведёт, в свою очередь, к синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемостЬ, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.


Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот, лицо с бедной мимикой.

Вот почему разрастание аденоидов неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы неожиданно прерываются паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох .

Ритм речи нарушается. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога ( дети пишут их слитно).
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса . Он приобретает сильный носовой оттенок и становится глухим, лишается своей выразительности . Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа( а фонематический анализ позволяет нам правильно говорить , читать и писать).

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что не позволяет ребенку правильно анализировать звуки слова, делить их на слоги, что ведет к большому количеству ошибок в чтении и на письме;

в) к нарушению способности различать звуки (из-за сильного носового оттенка голоса) такие как л, м-б-п, н-д-т (`мебель` = `небель`, `Мила` = `мина`, `мне` = `не`, `Дина` = `Нина`, `день` = `нень`, `ладно` = `лано` и т.д.);

г) к нарушению умения различать звонкие и глухие согласные звуки (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов. Как правило, звуки оглушаются.
Из-за этих особенностей речь ребенка с аденоидами звучит глухо и нечетко.

Вот так, казалось бы, маленькая проблема приводит к большим и неприятным последствиям и для здоровья и для развития и обучения! А ведь мы можем помочь ребенку не столкнуться со всеми этими трудностями просто вовремя обратившись к врачу и выполняя все его рекомендации!

Поэтому, уважаемые родители, если у вашего ребенка увеличены аденоиды, не затягивайте с лечением! И… будьте здоровы!

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВЫДАЧИ РОДИТЕЛЯМ

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?

Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.

Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?

Давайте разберемся …

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.


Каково значение логопедического домашнего задания?

Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

 

Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.

 

Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).

 

Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

 

Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

 

Выполняйте домашние задание с ребёнком в игровой форме.

 

Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).

 Уважаемые родители !

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

 

 

 

 

2024  МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 67"

 

 Разработка сайта РА "ПТИЧКА".