Учитель-логопед Учитель-логопед


Центр сопровождения семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста
Министерство образования и науки Пермского края
Муниципальное образование город Пермь
Оценка качества муниципальных услуг
Дошкольный портал города Перми
Личный кабинет дошкольника
http://gosuslugi.ru

 

 

Оксана Александровна Мурыгина

Мурыгина Оксана Александровна
Педагогический стаж: 18 лет
Общий стаж: 18 лет
Образование: высшее профессиональное
Не аттестована

Здоровье ребенка. Эти коварные аденоиды...

Для всех нас не секрет, что для того , чтобы ребенок правильно развивался и хорошо усваивал новые знания и умения, он, прежде всего , должен быть здоров. Ведь только тогда у него будет и хорошее настроение, и стремление узнать и запомнить что-то интересное, он будет активным и деятельным в своих начинаниях !

Но не всегда родители могут распознать такого коварного врага детского здоровья, как аденоиды. Он подкрадывается незаметно, с каждым днем усиливая свое влияние на самочувствие малыша, влияя на все стороны его жизни!

Давайте разберемся, чем опасно игнорирование аденоидов, если они все-таки появились у вашего ребенка.

Аденоиды - это избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух как это происходит в норме, а вынуждены очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто разрастаются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к неприятным изменениям.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли.

 


Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка , имеющего аденоиды, при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ,а это ведёт, в свою очередь, к синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемостЬ, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.


Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот, лицо с бедной мимикой.

Вот почему разрастание аденоидов неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы неожиданно прерываются паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох .

Ритм речи нарушается. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога ( дети пишут их слитно).
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса . Он приобретает сильный носовой оттенок и становится глухим, лишается своей выразительности . Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа( а фонематический анализ позволяет нам правильно говорить , читать и писать).

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что не позволяет ребенку правильно анализировать звуки слова, делить их на слоги, что ведет к большому количеству ошибок в чтении и на письме;

в) к нарушению способности различать звуки (из-за сильного носового оттенка голоса) такие как л, м-б-п, н-д-т (`мебель` = `небель`, `Мила` = `мина`, `мне` = `не`, `Дина` = `Нина`, `день` = `нень`, `ладно` = `лано` и т.д.);

г) к нарушению умения различать звонкие и глухие согласные звуки (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов. Как правило, звуки оглушаются.
Из-за этих особенностей речь ребенка с аденоидами звучит глухо и нечетко.

Вот так, казалось бы, маленькая проблема приводит к большим и неприятным последствиям и для здоровья и для развития и обучения! А ведь мы можем помочь ребенку не столкнуться со всеми этими трудностями просто вовремя обратившись к врачу и выполняя все его рекомендации!

Поэтому, уважаемые родители, если у вашего ребенка увеличены аденоиды, не затягивайте с лечением! И… будьте здоровы!

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВЫДАЧИ РОДИТЕЛЯМ

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?

Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.

Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?

Давайте разберемся …

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.


Каково значение логопедического домашнего задания?

Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

 

Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.

 

Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).

 

Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

 

Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

 

Выполняйте домашние задание с ребёнком в игровой форме.

 

Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).

 Уважаемые родители !

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

 

 

 

 

2021  МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 67"

 

 Разработка сайта РА "ПТИЧКА".